Всего на территории Армении
насчитывается несколько тысяч хачкаров, каждый отличается своим
неповторимым узором, хотя все узоры обычно выдержаны в едином стиле.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний.
Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.
Для высечения хачкаров требовалось искусство мастера, талант и много времени, т. к. некоторые из них имеют высоту около двух метров и весят несколько тонн. Ни один народ в мире не использовал такой продолжительный путь и такое самовыражение веры в Бога.
Типичный хачкар высекают из вулканического базальта или туфа. В нижней части хачкара высекается символ солнца или знак вечности, над которым в центре высекается крест - символ распятия Христа. Сам хачкар обычно окружен 5-ю узорами или изображениями винграда и листьев. Часто изображают ветки финикового дерева, символизирующего Воскресение Христого.
Хачкары начали делать после принятия Арменией христианства в 301 г. Тогда армения стала первым христианским государством в мире. Для армян хачкар - это символ воскрешения Христа, его победы над смертью.
Хачкары возводились и в честь знаменательных событий: победы в боях, постройки храмов, церквей и водных каналов. Их ставили в святых местах, на кладбищах, у дорог. а иногда на холмах и крутых склонах. В некоторых местах, например в Гегарде, который является уникальным монастырем, высеченном в скале, хачкары помещены в стенах. Хачкары сами по себе рассматривались, как святыни, и место, где они воздвигались, считалось святым и непорочным.
Большая часть армянских хачкаров была высечена в 12-13 вв., и жившие в те времена Момик и Погос, являются величайшими мастерами хачкаров всех времен. Отвественная работа по созданию хачкаров доверялась только тем, кто глубоко верил в Бога и обладал непревзойденным талантом, ибо хачкары являлись знаками святости местности. Хотя чужестранцы - завоеватели (не христиане) и пытались уничтожить армянское достояние в течение веков, прекрасные работы мастеров сохранились до наших дней. Великолепные хачкары этих мастеров можно увидеть в Гошаванке, Дадиванке и многих других местах.
Самый древний хачкар, сохранившийся до наших дней, - это хачкар, подаренный королеве Катрианде, любимой жене Ашота Багратуни I. Он датируется 879 годом и находится в Гарни (языческий храм 1 века н.э.).
Очень много хачкаров сохранилось на древних армянских кладбищах. К примеру, средневековое кладбище в селе Нотарус. Там около 900 хачкары, некоторые из них имеют высоту до 1.5 м.
Хачкары разбросаны по всей территории исторической и современной Армении, и может быть именно поэтому Армения получила название - "музей под открытым небом".
Традиция изготовления хачкаров в качестве мемориальных памятников продолжается и поныне, но главное наверное то, что они давно уже стали символом национальной культуры Армении.
В доисторический период в горах, у истоков рек, у границ поселений, у дорог воздвигались каменные стелы — «вишапы», которые считают предшественниками хачкаров, — народ представлял их заколдованными героями своих мифов и сказаний.
Это была некая разметка земли, обжитой человеком. Они были покрыты резьбой с изображением птиц, шкур и голов баранов, клинописью.
В эпоху Урарту цари стали устанавливать вертикальные каменные плиты, рассказывающие миру о своих завоеваниях и законах. Подобные стелы строились также в эллинистический период первой династии армянских царей Арташесидов. В то время уже имелась сложившаяся технология строительства хачкаров: в основании — постаменте, массивном каменном блоке, выдалбливалось отверстие, в которое вертикально ставился камень с уже нанесённой на него надписью и узором.
Урартийские и эллинистические памятники стали прообразом первых христианских хачкаров, появившихся сразу после принятия христианства, и были призваны засвидетельствовать христианскую веру.
Для высечения хачкаров требовалось искусство мастера, талант и много времени, т. к. некоторые из них имеют высоту около двух метров и весят несколько тонн. Ни один народ в мире не использовал такой продолжительный путь и такое самовыражение веры в Бога.
Типичный хачкар высекают из вулканического базальта или туфа. В нижней части хачкара высекается символ солнца или знак вечности, над которым в центре высекается крест - символ распятия Христа. Сам хачкар обычно окружен 5-ю узорами или изображениями винграда и листьев. Часто изображают ветки финикового дерева, символизирующего Воскресение Христого.
Хачкары начали делать после принятия Арменией христианства в 301 г. Тогда армения стала первым христианским государством в мире. Для армян хачкар - это символ воскрешения Христа, его победы над смертью.

Большая часть армянских хачкаров была высечена в 12-13 вв., и жившие в те времена Момик и Погос, являются величайшими мастерами хачкаров всех времен. Отвественная работа по созданию хачкаров доверялась только тем, кто глубоко верил в Бога и обладал непревзойденным талантом, ибо хачкары являлись знаками святости местности. Хотя чужестранцы - завоеватели (не христиане) и пытались уничтожить армянское достояние в течение веков, прекрасные работы мастеров сохранились до наших дней. Великолепные хачкары этих мастеров можно увидеть в Гошаванке, Дадиванке и многих других местах.
Самый древний хачкар, сохранившийся до наших дней, - это хачкар, подаренный королеве Катрианде, любимой жене Ашота Багратуни I. Он датируется 879 годом и находится в Гарни (языческий храм 1 века н.э.).
Очень много хачкаров сохранилось на древних армянских кладбищах. К примеру, средневековое кладбище в селе Нотарус. Там около 900 хачкары, некоторые из них имеют высоту до 1.5 м.
Хачкары разбросаны по всей территории исторической и современной Армении, и может быть именно поэтому Армения получила название - "музей под открытым небом".
Традиция изготовления хачкаров в качестве мемориальных памятников продолжается и поныне, но главное наверное то, что они давно уже стали символом национальной культуры Армении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий